среда, 22 февраля 2017 г.

Банк России начал прятать данные. Зачем? (Открывая Republic.ru)




Доверие строится годами, а разрушается мгновенно. Достаточно собеседнику один раз соврать или слукавить, как каждое его следующее утверждение приходится проверять, а не является ли оно альтернативным фактом.
Доверие нужно не только людям, но и государству. Вспомните, как в 2011-м Центризбирком со всеми остальными избирательными комиссиями украл в пользу «Единой России» процентов десять голосов, как стало понятно, что верить результатам выборов невозможно. И даже приход туда Эллы Памфиловой с самыми добрыми намерениями не сильно изменил ситуацию – впрочем, и сама Элла Александровна, на мой взгляд, сделала большую ошибку после прошлогодних сентябрьских выборов, немедленно признав их результат.

Но Центризбирком, по крайней мере, старается исправить ситуацию или делает вид, что хочет – увидим, как пройдут следующие выборы и много ли будет изменений. В отличие от Государственной думы, про которую в то время спикер Борис Грызлов сказал, что она не место для дискуссий, – ведь ни следующий спикер, Сергей Нарышкин, ни нынешний, Вячеслав Володин, ничего не сделали, чтобы изменить отношение общества к нижней палате парламента.
Или в отличие от Росстата, у которого каждое изменение методологии приводит к новым впечатляющим успехам российской экономики, но который не может ответить на простой вопрос – а по отношению к прошлому кварталу российская экономика выросла или упала? И насколько? И не может этого сделать, начиная с данных за 2012 год. …Упс! Только что зашел на страницу сайта Росстата, где публикуются эти данные, и с удивлением обнаружил, что теперь там нет и данных за 1995–2002 годы, которые совсем недавно можно было найти. Точнее, на этой странице написано, что есть ряд с 1995 по 2011 год, но когда открываешь скачанный файл, то видишь, что ряд начинается только с 2003 года.
Впрочем, когда я говорю, что государству нужно доверие, то, наверное, это утверждение не всегда верно – ну, скажите, зачем, нужно доверие общества Думе? Что, общество сегодня готово, как в декабре 2011-го, выйти на улицу? Нет. А раз не готово, то Дума может продолжать работать в режиме взбесившегося принтера. Или Центризбиркому недоверие общества мешает продолжать обеспечивать партии власти нужный результат на выборах всех уровней? Или Росстату мешают смешки и издевательства экспертов, которые хорошо видят, что экономическая статистика расползается, как лоскутное одеяло, а данные одной таблицы не бьются с данными другой? Вот и работают они, и Центризбирком и Росстат, как тот пианист, в которого просьба не стрелять.
Но даже в авторитарных государствах, каковым сегодня по факту является Россия, есть ведомства, которым доверие нужно. Потому что отсутствие доверия к ним со стороны даже небольшой группы людей может привести к кризисным явлениям, которые будут ощутимы всеми. К таким ведомствам, например, относится Центральный банк.
Вспомните валютный кризис декабря 2014-го. Хотя объективная ситуация, безусловно была тяжелой, тот кризис был в значительной мере рукотворным. Для того, чтобы он разыгрался в полную силу, Банку России было достаточно:
1) Заявить в начале ноября, что он переходит к плавающему курсу рубля и отказывается от валютных интервенций, но после этого продолжать продавать валюту,
2) Заявить в декабре, что денежные власти не намерены бороться с давлением на рубль с помощью повышения процентной ставки,
3) Профинансировать «Роснефть» на без малого 20 миллиардов долларов (через предоставление валютного кредита банкам под залог облигаций госкомпании).
Обратите внимание, во всех случаях речь шла о достаточно специфических вещах, которые широкой публике непонятны и зачастую неинтересны. Но результат – 100 рублей за евро – был понятен всем.
Мне казалось, Банк России выучил урок и с тех пор потратил много сил и времени на то, чтобы восстановить доверие к себе со стороны участников рынка. И, похоже, ему это, наконец, удалось – по крайней мере, я давно не слышал разговоров о том, что Банку России кто-то не доверяет. Но все течет, все изменяется. Доверие нужно постоянно подкреплять и при этом стараться не делать того, что может привести к обратному результату. Не знаю, осознанно или нет, но сегодня Банк России зачем-то решил попробовать поиграть с этой тонкой материей.
Среди российских ведомств, которые публикуют свою статистику, Банк России давно и заслуженно стоит на первом месте – объем информации, оперативность ее появления, отсутствие белых пятен и противоречий могут служить примером для других. Даже во времена кризисов Банк России не закрывал свои данные, хотя они рассказывали очень многое о его ошибках, понимая, что туман на финансовом рынке может привести к гораздо более тяжелым последствиям, чем горькая правда.
Так, например, на сайте Банка России можно найти данные о его ежедневных валютных интервенциях (покупках или продажах), которые, например, говорят, что в последний раз ЦБ покупал доллары (то есть влиял своими операциями на курс рубля) аж 28 июля 2015 года –полтора года назад. Если вспомнить, то в то время нефть дорожала до 65 долларов за баррель, а доллар грозился упасть ниже отметки 50 рублей. Сейчас цена российской нефти поднялась до 53–54 долларов, а сам доллар изо всех сил пытается не пробить отметку 58 рублей. В чем ему помогают и министр экономики со своими словесными интервенциями, и министр финансов, вышедший с начала февраля на рынок для покупок валюты.
Надо отдать должное Минфину – он заранее сказал, сколько рублей собирается потратить на покупку валюты в течение месяца, сказал, что будет это делать равномерно, а также сказал: «К совершению указанных операций покупки иностранной валюты Минфином России будет привлекаться Банк России. Каждый рабочий день в течение указанного периода Банк России будет заключать сделки покупки иностранной валюты на организованных торгах Московской биржи равномерно в течение торгового дня.»
После такого заявления оставалось дело за малым – за тем, чтобы соответствующие данные появились в той самой форме, которую публикует на своем сайте Банк России. Упс… Вернее, публиковал. По странному стечению обстоятельств, с 1-го февраля текущего года (а Минфин начал покупки валюты 7-го февраля), ЦБ меняет содержание своей таблички, а из нее исчезают данные об операциях Минфина.
Я не знаю, чья это инициатива и какую цель ее авторы преследовали. Навести тень на плетень в ясный день? Или данные об операциях Минфина неожиданно стали государственной тайной? Или просто решение о новой форме было принято задолго до того, как Минфин объявил о своем намерении покупать валюту, а газеты авторы этой идеи не читают и новости этой не знают?
Не знаю. Но знаю хорошо, что после этого степень моего личного доверия к данным Банка России ослабнет. Если, не важно по каким причинам, Центральный банк начинает прятать совершенно безобидные данные, то, значит, внутренне он готов и к более серьезным шагам в этом направлении. В направлении подрыва доверия к себе. Зачем ему это нужно? Не знаю. Но знаю, что во время следующего кризиса, который обязательно случится, это доверие Банку России понадобится. За отсутствие этого доверия придется расплачиваться российскому населению. Или вы считаете, что кризисов больше не будет? Никогда?

Так выглядела таблица с данными ЦБ до 31 января, включительно




А вот так она стала выглядеть, начиная с 1-го февраля







Оригинал - здесь

1 комментарий:

  1. О господи и я все это прочитала - банки этио вообще одно из самых больших напастий нашего времени!

    ОтветитьУдалить