пятница, 11 ноября 2016 г.

...ну, не ужас-ужас-ужас... (Открывая Республику/Слона)


Сразу скажу – Дональд Трамп не «герой моего романа». Я не очень люблю людей, которые постоянно лгут и передергивают факты, которые позволяют себе публично оскорблять других. Я думаю, что его политическая неопытность – отсутствие опыта политика, принимавшего решения, – еще сыграет с ним злую шутку. Но он избран президентом США, и, значит, нужно готовиться: 20 января следующего года он станет жителем Белого дома на Пенсильвания авеню 1600 в городе Вашингтоне. И начнет исполнять (или не исполнять) свои обещания. По статистике, избранный американский президент исполняет чуть более 70% своих обещаний, поэтому, что будет, а что не будет выполнено – я могу только гадать.
Однако прежде чем гадать, какой будет экономическая политика президента Дональда Трампа, я предлагаю рассмотреть контекст – что стоит за предвыборными обещаниями проигравших ему конкурентов?

Еще в ходе праймериз, когда у демократов бились Хиллари Клинтон и Берни Сандерс, я оказался в компании молодых американцев, едва окончивших университеты. Естественно, зашел разговор о политике, о предстоящих выборах. Почти все мои собеседники горячо высказались в поддержку Берни Сандерса, одобряя его предложения и по бесплатному высшему образованию, и по борьбе с банками, и по повышению минимальной заработной платы, и по расширению программ социальной поддержки населения. В ответ на мой наивный вопрос, откуда он возьмет на все это деньги, – последовало молчание. Очевидный ответ, – что единственный источник дополнительных денег для бюджета в программе Сандерса – это повышение налогов, – мои собеседники как-то не сразу примерили к себе. Тогда я сказал, что меня тревожит резкое полевение политических рецептов, и что движение по пути, предложенному Сандерсом, неизбежно будет разрушать американскую экономику, снижая ее эффективность, и в конечном итоге превратит ее в нечто среднее между Швецией и Францией.
Не могу сказать, что моя позиция как-то повлияла на молодежь. Но мне было весьма тревожно видеть, как, став кандидатом в президенты, Хиллари Клинтон заимствовала одно за другим многие предложения Берни Сандерса, сформировав, в итоге, достаточно левую программу действий. В этой связи, победа Дональда Трампа, да еще и дополненная победой республиканцев на выборах в обе палаты Конгресса, точно остановит сдвиг Америки влево. И более того, думаю, что по многим позициям произойдет сдвиг вправо.
Получение контроля над Белым домом и обеими палатами Конгресса дает республиканцам уникальный шанс «рассчитаться» с демократами за те унижения, которым они были подвергнуты в первые два года президентства Барака Обамы. Тогда демократы напрочь отказались от поиска решений, приемлемых для обеих партий, и стали решительно продвигать свои идеи в жизнь.
Одной из наиболее спорных и реализованных идей президента Обамы стало принятие закона об обязательном медицинском страховании (Obamacare). Республиканцам он не нравился ни по сути (расширение социальных обязательств государства), ни по форме (когда государство получало новые функции). Республиканцы, заведомо без шансов на успех, несколько раз ставили вопрос об отмене этого закона и даже пытались оспорить его в Верховном суде. Трамп обещал отменить этот закон. Думаю, он действительно попытается это сделать и вероятно получит поддержку большинства в Конгрессе, если его команде удастся найти адекватную схему демонтажа Obamacare.
Важным подспорьем может оказаться и сам Верховный суд. Теперь у Трампа есть прекрасная возможность на долгие годы усилить его про-республиканский характер. Трамп получит право представить своего кандидата в Верховный суд на место умершего судьи Антонио Скалиа. Более того эксперты ожидают, что в ближайшие 2–3 года в Верховном суде могут освободиться еще 1–2 вакансии.
Вторым важным сюжетом, который может объединить Трампа и республиканское большинство в Конгрессе, может стать налоговая реформа. Ее необходимость, особенно в части упрощения законодательства, признают и демократы, и республиканцы. Теоретически по многим положениям реформы они могли бы прийти к консенсусу, но демократы традиционно выступали за рост расходов бюджета и требовали повышения налоговых ставок для богатых американцев. Республиканцы были резко против – они делают упор на снижении самых высоких ставок и закрытии многочисленных льгот.
В Конгрессе доминирующую роль в налоговых вопросах играет нижняя палата, а республиканское большинство в ней представляет Пол Райан, бывший председатель бюджетного комитета с большим авторитетом среди конгрессменов. Я думаю, что шансы на создание тандема Трамп-Райан по этому вопросу весьма высоки. А, значит, высоки и шансы на проведение серьезных изменений в налоговом законодательстве. Многие республиканцы мечтают о «втором пришествии» Рональда Рейгана, чья налоговая реформа придала энергии американскому бизнесу. Поэтому они будут готовы поддерживать президента Трампа, даже если не входили в число его сторонников в ходе выборов.
Часть своих экономических обещаний Трамп может реализовать и без согласования с Конгрессом – с помощью президентских указов. Я обращу внимание на два из них. Первое – обещание либерализовать условия добычи и экспорта американской нефти. В частности, выдать разрешение на строительство нефтепровода Keystone, что позволит доставлять канадскую нефть на нефтеперерабатывающие заводы Техаса и в порты Мексиканского залива.
Очевидно, что любая либерализация в нефтяном секторе США приведет к снижению издержек американских компаний и укрепит их конкурентные позиции на мировом рынке. А что могут сделать американские нефтяники, мы уже видели, когда в 2010–2014 годах они нарастили добычу нефти на 4 млн баррелей в сутки (4,5% мирового производства) за счет добычи нетрадиционной (сланцевой) нефти.
Второе обещание Трампа, к которому нужно относиться весьма серьезно, – это готовность вывести Америку из торговых соглашений с Канадой и Мексикой (NAFTA), со странами Юго-Восточной Азии (TPP), а также план запустить массированные антидемпинговые расследования в отношении Китая и оказывать давление на американские компании, переместившие туда свои производства. По совокупности эти шаги, очевидно, направлены против процесса глобализации экономики, благодаря которому многие страны оказались вовлечены в активное экономическое сотрудничество, смогли повысить темпы роста и уровень жизни своего населения.
США были двигателем глобализации и сильно выиграли от нее, как на уровне компаний, так и на уровне населения (благодаря низкой инфляции). Разворот Штатов в обратную сторону неизбежно затормозит рост мировой торговли, снизит темпы роста мировой экономики и, что печально для сырьевых стран, неизбежно приведет к снижению спроса на сырьевые товары.
Но в любом случае, полномочия президента США сильно ограничены Конституцией и законами, его решения можно оспаривать в судах, а сам он может быть подвергнут импичменту. Поэтому я не считаю правильным сегодня предрекать, что президент Трамп приведет США и мир к катастрофе. В конце-концов, он, как говорят знающие его люди, прагматичен; а ресурс поддержки, полученной республиканцами на выборах, дает им возможность серьезно продвинуть свои идеи в жизнь.Конечно, нельзя исключать сценария полномасштабного конфликта президента и республиканского большинства в Конгрессе, но что-то мне подсказывает, что этого все будут стараться избегать. Ведь уже через два года всему составу Палаты представителей предстоит снова идти на выборы, где избиратель будет спрашивать о том, что сделано. И к этому ответу нужно начинать готовиться уже сегодня – даже до 20 января 2017 года, когда Дональд Трамп официально станет президентом США.



1 комментарий: