понедельник, 1 мая 2017 г.

Замах как у Рейгана. О налоговых идеях президента Трампа (открывая Republic)



Налоговая реформа – одно из ключевых предвыборных обязательств Дональда Трампа. В ходе своей кампании он постоянно говорил о том, что высокое налоговое давление на бизнес подавляет частную инициативу и замедляет экономический рост, а налоговые правила в Америке стали настолько сложными и запутанными, что даже люди с высшим образованием не в состоянии заполнить декларации самостоятельно. В субботу исполняется сто дней со дня инаугурации, и Трамп успел объявить свои налоговые предложения, которые в полной мере соответствуют тем обещаниям, которые он давал.

Налоги для Дональда Трампа, который сам на протяжении десятков лет занимался бизнесом, – вещь хорошо понятная. Его подход к налоговой реформе носит вполне идеологический характер: президент уверен, что снижение налогового давления на граждан и бизнес неизбежно должно привести к ускорению экономического роста. При этом его предложения не менее радикальны, чем налоговые реформы президента Рейгана, который решительно атаковал налоговые льготы и выровнял налоговую нагрузку на различные сектора экономики. Стремится ли Трамп сделать то же самое? Ответ на этот вопрос пока неочевиден. Президентские предложения сейчас больше похожи на наброски – многие детали еще предстоит уточнять и фиксировать в тексте закона. Пока же все налоговые инициативы Трампа умещаются на одной странице. Впрочем, похоже, что неспособность переводить идеи в тексты законов является характерной чертой нынешней администрации Белого дома (в значительной мере это может быть связано с тем, что пока Трамп провел лишь около десяти процентов времени на должности в своей администрации).
Главные инициативы Трампа очень ⁠четко направлены на бизнес и простых граждан. И вот в чем они ⁠заключаются.
·       Ставка ⁠налога на прибыль в США будет снижена ⁠с нынешних 35% (одна из самых высоких ставок ⁠в мире) ⁠до 15%. Одновременно с этим из законодательства будут изъяты нормы, которые позволяли компаниям, работающим в нефтегазовом, технологическом, фармацевтическом секторе, платить 7–10% от прибыли, заставляя других (строительство, розничная торговля) платить 30% и более. Кроме этого, ужесточаются правила, касающиеся практики последних лет, когда компании, активно работающие за границей, могли оставлять свои прибыли в других странах, избегая высоких американских ставок. Этим компаниям будет предложено заплатить одноразовый налог по пониженной ставке и репатриировать прибыль в Америку.
·       С семи до трех уменьшается число налоговых ставок для личного подоходного налога. Сегодняшние ставки составляют от 10% до 39,6%. Новые ставки, согласно названным предложениям, составят 10, 25 и 35%. При этом фактически вдвое повышается стандартный налоговый вычет (до $24 тысяч в год на супружескую пару) и отменяются все налоговые вычеты, кроме расходов на обслуживание ипотеки и благотворительность. Этот шаг, по самым первым оценкам, приведет к заметному снижению налоговой нагрузки на 27 млн налогоплательщиков из 45 млн, которые заполняют налоговые декларации (в большинстве случаев налогоплательщиком является супружеская пара). Кроме того, это приведет к заметному упрощению налоговых деклараций, что позволит американцам не прибегать к услугам дорогостоящих юристов и бухгалтеров.
·       Отменяется налог на наследство, который досаждает многим богатым американцам, и альтернативный минимальный налог, из-за которого примерно пять миллионов налогоплательщиков вынуждены платить больше, чем они могли бы, используя все доступные льготы и вычеты.
·       Снижается с 28% до 20% налог на прирост капитала (capital gains).
·       Для малого бизнеса (индивидуального или семейного) налог снижается с 39,6% до 15%.
Идеология Трампа проста: граждане и компании гораздо эффективнее используют финансовые ресурсы, что позволит ускорить экономический рост, а это и есть главная задача внутренней политики нового американского президента. Но именно здесь собака и зарыта. В Конгрессе США существуют достаточно жесткие правила изменения налогового законодательства, согласно которым не допускается принятие таких решений, которые приведут к наращиванию бюджетного дефицита. Вернее, такие решения принимать можно, но их должно поддерживать квалифицированное большинство в обеих палатах Конгресса, которого у республиканцев нет. Рассчитывать на голоса демократов Трампу не приходится, и даже голоса республиканцев президент сейчас не может считать вполне своими. С одной стороны, «твердые» республиканцы категорически выступают против малейшего наращивания бюджетного дефицита. С другой стороны, текст законопроекта должны подписывать члены нижней палаты, а наиболее авторитетные в этих вопросах председатель Палаты представителей Пол Райан и председатель Бюджетного комитета Кевин Брейди имеют свои взгляды на то, какой должна быть новая налоговая система.
Прохождение налогового законопроекта станет критически важным для создания облика работоспособной администрации. Провал законопроекта об изменении системы медицинского страхования (Obamacare) стал для Трампа болезненным и демонстративным «щелчком по носу», который показал, что стать американским президентом гораздо легче, чем им быть. Система оценки последствий налоговых изменений настолько тщательно проработана и отрегулирована, что убедить конгрессменов в правильности «альтернативных оценок» Белому дому вряд ли удастся. С одной стороны, есть независимый непартийный Бюджетный офис Конгресса, который представит свои расчеты. С другой – десятки исследовательских центров представят свои оценки, которые неизбежно будут доведены до сведения законодателей. Главный вопрос – удастся ли Трампу убедить Конгресс пойти с ним вместе на риск и заложиться на тот дополнительный экономический рост, который поможет избежать раздувания бюджетного дефицита. Сейчас президент и его команда говорят о дополнительных 0,9% ежегодного роста. Более сдержанные эксперты, вроде того же Пола Райана, считают, что в реальности будет лишь половина от этой величины.
Прогноз Белого дома означает суммарно $2,2 трлн выпадающих доходов в течение следующих десяти лет (именно на такой срок делаются в американском Конгрессе оценки последствий изменений в законодательстве). Чтобы предложенные Трампом новации получили поддержку при голосовании, нужно, чтобы эти потери были компенсированы дополнительными налоговыми доходами. Если Конгресс не убедит расчет на более быстрый рост экономики, то американским политикам придется искать иные пути продвижения реформы. Одним из наиболее вероятных вариантов в этом случае может стать временный характер (на 10 лет) вносимых изменений. После этого ситуация должна будет вернуться в нынешнее положение, если Конгресс не примет новое решение по этому вопросу. Другой вариант – найти альтернативный источник роста доходов, которым может стать, например, «выравнивающий пограничный налог», который продвигает Пол Райан. Механизм работы этого налога похож на НДС – освобождение экспортеров от уплаты налога на прибыль при экспорте и введение налога на прибыль (квазитаможенной пошлины) при импорте.
Подводя итоги, можно пока зафиксировать следующее:
·       Трамп оказался большим республиканцем, чем казалось. Налоговые предложения его команды носят более радикальный характер, чем многие ждали, и должны будут привести к заметному снижению налоговой нагрузки для многих американцев и для американских компаний (если, конечно, поправки будут приняты Конгрессом);
·       текста законопроекта пока нет, и в этом смысле ситуация чем-то напоминает московскую программу сноса пятиэтажек – идея вроде благая, но количество деталей, в которых кроется дьявол, превышает все разумные пределы;
·       делать прогнозы по поводу прохождения предложений в Конгрессе еще слишком рано – эти предложения еще предстоит переложить на бумагу. Но совершенно точно ясно одно: для президента Трампа и его команды это станет серьезнейшей проверкой на работоспособность и тестом на совместимость с американской системой сдержек и противовесов, которую Дональд Трамп долгое время пытался игнорировать.
Словом, тащить налоговую реформу – работа нелегкая!



Оригинал - здесь

1 комментарий:

  1. А есть ли у него резерв на переходный период? Пока меры дадут отдачу и увеличат налоговый сбор достаточно, чтобы свести бюджет, пройдут годы. Если такого резерва нет, тогда всё упрется в барьер бюджетного дефицита, станет очередным прожектом.
    Для скачкообразного роста оснований не видно.

    ОтветитьУдалить